Почему упал Яндекс?


Сегодня в выпуске: причины и последствия сбоя Яндекса, Analytics теперь иначе считает сессии, Дмитрий Медведев собирается дать возможность авторам пользоваться Creative Commons, Яндекс «переманивает» у Google аудиторию, которая ищет сайты на английском, и другие новости прошлой недели.

Яндекс запустил новую поисковую платформу — Рейкьявик, которая умеет учитывать языковые предпочтения пользователя. Алгоритм включается только в случаях, когда пользователи набирают запросы на английском языке.
Набирая в строке поиска, например, [beatles], пользователь может искать как англоязычные сайты, так и проекты на русском. Рейкьявик отслеживает, насколько часто пользователь открывает страницы на английском, и при ранжировании в будущем предлагает больше или меньше таких ресурсов среди первых результатов выдачи. Алгоритм не реагирует на латинскую транслитерацию русских слов, адреса сайтов в поисковом поле и запросы, набранные при неправильно выбранной раскладке клавиатуры.

Это самообучающаяся платформа: если пользователь раньше предпочитал сайты на русском, а затем выучил английский и стал чаще открывать ссылки на этом языке, Рейкьявик начнет предлагать ему больше результатов на английском.
По данным Яндекса, результаты на английском предпочитают 8% пользователей.

Еще одно нововведение накануне начала нового учебного года: разработчики Яндекса обновилиматематический колдунщик. Школьники смогут вспоминать определения, рассчитывать площади, объемы, периметры еще 13 геометрических фигур и тел, например трапеции.

Яндекс работает над тем, чтобы научиться правильно определять авторство текстов и ранжировать сайты-источники выше, чем сайты, скопировавшие контент. Новый инструмент, который призван улучшить ситуацию, сейчас проходит альфа-тестирование. Заявку на участие в тестировании может подать любой веб-мастер, публикующий оригинальный контент на сайте с ТИЦ не менее 10.
Хорошие новости от Яндекса на этом закончились. В конце недели компанию ждал неприятный сюрприз: в пятницу на протяжении нескольких часов не работал поиск и сервисы компании, в том числе РСЯ. Как сообщил вечером Владимир Иванов, сотрудник крупнейшего поисковика, причиной проблем стала ошибка ПО и вызванная этим перегрузка маршрутизаторов. Трафик Яндекса за время дауна примерно пополам разделили Mail.ru и Google.ru.

Рамблер, который совсем недавно начал использовать поисковые мощности и алгоритмы Яндекса, тоже перестал искать. В графике стоимости акций Яндекса на Nasdaq образовалась дыра:

Стоимость акций Яндекса на google.com/finance
Мэтт Каттс опубликовал новое видео [IMG], в котором рассказал, как Google относится к символам [-] и [_] в URL страниц.
В Google Analytics изменился способ учета сессий. Напомним, что ранее сессия считалась оконченной:
— в конце дня;
— если пользователь закрывал страницу;
— если прошло более 30 минут между просмотрами страниц.
Теперь новая сессия будет начинаться:
— в начале дня;
— если прошло более 30 минут с прошлого посещения;
— при изменении любого показателя источника трафика (utm_source, utm_medium, utm_term, utm_content, utm_id, utm_campaign и gclid).

Это позволит более корректно учитывать количество сессий во всех случаях, кроме таких, когда компьютер находится в интернет-кафе или другом месте общественного пользования.

Поэтому если у вас в статистике на прошлой неделе значительно повысился показатель отказов, выросло количество посещений и вернувшихся пользователей, упала глубина просмотра и среднее время пребывания на сайте, вероятно, дело в новом способе подсчета сессий.

Дмитрий Медведев получил на утверждение список поправок к ГК, которые необходимы для появления в России Creative Commons. Если документ будет подписан главой правительства, российские авторы текстов, художники, программисты и другие создатели объектов авторского права смогут бесплатно распространять свои произведения, законно ограничивая условия их использования.

Конференции

16 сентября в Киеве пройдет конференция SEMCamp для всех, кто интересуется продвижением сайтов за рубежом. Программа пока в разработке. Среди докладчиков — Ann Smarty (SearchEngineJournal.com), Константин Леонович (Sape.ru), Sean Marshall (PPCAssociates) и другие.

7 октября в Москве пройдет конференция CyberMarketing — 2011. Среди докладчиков — Евгений Пошибалов, руководитель Sape.ru, Николай Евдокимов, руководитель SeoPult.Ru, Александр Шубин, менеджер проектов отдела веб-поиска Яндекса, и другие.

14–15 октября в Харькове пройдет III Всеукраинская конференция «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в сети Интернет». Среди докладчиков — Александр Садовский, Николай Шестаков (Яндекс), Константин Леонович (Sape.ru), Михаил Козлов (Mail.ru) и другие видные интернет-деятели. Большинство тем пока уточняется.

Новости в контексте

Яндекс решил помочь рекламодателям, которые по различным причинам не хотят видеть свои объявления над SERP, и ввел опцию «Показ справа от результатов поиска». Даже в случаях, когда цена объявления и CTR достаточны для спецразмещения, объявление занимает позицию справа от SERP. Опция может быть полезна рекламодателям с ограниченными бюджетами в низко- и среднеконкурентных нишах. Подробности — в «Помощи» Директа.

Бегун провел исследование [.pdf], которое может показаться интересным рекламодателям и владельцам площадок, работающим для сибирской аудитории. Аналитики компании выяснили, какие объявления больше всего привлекают внимание жителей Сибирского федерального округа, а также выявили сферы, в которых рекламодатели вкладывают самые крупные суммы в контекстную рекламу.