На специализированных форумах в последнее время стали все больше обсуждать новую технологию аукциона в реальном времени – RTB (Real-time Bidding). РТБ реклама - новейшая инновация на рынке интернет-рекламы. Прогнозируется, что стоимость медийной рекламы в 2013 году возрастет на 14%, и толчком для роста может стать именно Rtb реклама. Так, что же такое Real-time Bidding?
Если излагать просто, то rtb – это платформа, на которой встречаются три участника: рекламодатель, который определяет стоимость оплаты за показы рекламы определенным пользователям, площадки, реализуемые в режиме онлайн аукциона, и пользователи, право показов рекламы которым является непосредственно объектом торга. Причем, торги проходят в доли секунд – пока загружается сайт, выбранный пользователем. За этот незначительный период времени информация о пользователе выставляется на торги и переходит рекламодателю, который определил её как наиболее подходящую и предложил наиболее выгонную цену.
RTB технологии подразумевают передачу анонимных данных о пользователях, которые передаются посредством cookie и включают в себя максимальную информацию: историю вводимых запросов, географию, социально демографические данные и т.д.). Благодаря этому пользователь видит максимально интересную для себя рекламу.
РТБ реклама воспринимается пользователями совершенно не так как обычная контексная, поскольку, она касается его реальных потребностей. В результате ее эффективность выше на несколько порядков. Такая технология позволяет взаимодействовать с целевой аудиторией непосредственно. Приватность пользователей при этом не нарушается, поскольку уничтожить «профиль», используемый РТБ, можно уничтожив куки в браузере.
Основные понятия RTBDemandSidePlatfrom (DSP - система) – технологическая компания, выполняющая функции аукциона для рекламодателей. DSP не имеет собственного интерфейса для покупки и управления рекламы.
Sell-SidePlatform – компании, осуществляющие торговлю рекламными позициями. Между площадками и рекламодателями связь осуществляют специализированные рекламные биржи - AdExchanges и AdNetworks.
Data Management Platform (DMP) - непосредственно поставщики пользовательских профилей.
Trading Desk — платформа для закупки рекламы с применением системы RTB, благодаря которой существует возможность управления в авторежиме выкупом рекламы.
Ad Verification & Brand Protection — последующая проверка рекламы и гарантия защищенности брендов от некорректных рекламных объявлений. Статистику поведения пользователей можно отследить при помощи специального инструмента – Analytics.
История возникновенияОсновой данной технологии стала разработка компании Admeld, которую в 2011 году приобрела поисковая система Google. Спустя 1 год на модель RTB Google перешли более 78% всех площадок и 17% рекламодателей. На сегодня, по данным экспертов, около 15 % всех рекламных закупок США идут именно через РТБ. Появление RTB стало замечательным решением потребностей рекламодателей:
- На бирже работает система, позволяющая снизить расходы на проведение рекламы. Торги на аукционе проводятся с шагом в 1 цент, а, в случае выигрыша, ставка дисконтируется до минимально большей, чем у торгующегося конкурента.
- Во время торгов рекламодатель приобретает показы для целевой аудитории, избегая дополнительной покупки некачественного трафика.
Технология RTB пришла к нам из западных стран. Это не удивительно: волна эволюции приходит к нам из более продвинутых стран, в которых более развит рынок интернет-рекламы. Наш рынок отстает от западного, но это отставание дает возможность рекламодателям, агентствам и площадкам опередить конкурентов, предложив им наиболее выгодное решение.
РТБ с точки зрения площадокВладельцы интернет-площадок, благодаря RTB, получили возможность гораздо выгоднее транслировать показы в зависимости от категории посетителей и самих рекламных объявлений. Прямые продажи так же позволяют решить вопрос с размещением рекламы, неподходящей под тематику площадки. Также RTB поддерживает «Бегун», планируют запустить РТБ компании Mail.ru и AdRiver, «Видео Интернешнл» объявил о запуске закрытой RTB – биржи. Социальная сеть «ВКонтакте» планирует запустить функционал, аналогичный FacebookExchange. Для работы в RTB Яндекс и Google предложили полный набор инструментов, благодаря которому возможны аукционные торги как для рекламодателей, так и для площадок.
Существует возможность подключения РТВ аукциону неограниченного количества DSP-систем. К РТБ Yandex подключил две принадлежащие ему системы – AWAPS и Дикрет. Ранее каждая из этих систем существовала автономно, а теперь они обе участвуют в онлайн-торгах, чередуя банерные и контекстные объявления.
Перспективы развитияПоследующее развитие RTB будет определено следующими факторами:
- рост количества премиум-рекламы;
- увеличение возможностей рынка мобильной рекламы;
- повышение прозрачности контексной рекламы.
Однако, уже совершенно очевидно, что переход от классической закупки в Real-time Bidding состоится достаточно быстро.